Каталог статей

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Разное [4]
Азы ВЕРЫ [3]

Сайты РПСЦ
  • Официальный сайт РПСЦ
  • Самарское староверие
  • Официальный сайт Молодежного отдела РПСЦ
  • Община Покровского собора в Ростове-на-Дону
  • Сайт Славской епархии
  • Лиговская старообрядческая община

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2024, 07:03

    Главная » Статьи » Каталог статей » Азы ВЕРЫ

    О НАТЕЛЬНОМ КРЕСТЕ
    Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак - осьмиконечный нательный крест. Его мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он назы-вается потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.

    Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.

    Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изо-бражали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами - апостолами. Также и Крест Господень изображался символически.

    Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться все чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах. Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного. Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних - копие и трость. Поясняющая надпись гласит: "Царь Славы Исус Христос Сын Божии". Часто добавляется надпись "НИКА" (грече-ское слово, означает победу Христа над смертью). Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают "К" - копие, "Т" - трость, "ГГ" - гора Голгофа, "ГА" - глава Адама. "МЛРБ" - место лобное рай бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай).
    Откуда же берутся эти восемь концов у креста? Казалось бы, их всего четыре. Помимо основной горизонтальной перекладины, к которой пригвождены Его руки, есть еще две. Верхняя, прямая и короткая, - это табличка с надписью "Исус Назорей Царь Иудейский", прибитая по приказу Понтия Пилата над головой Спасителя. Нижняя перекладина, идущая диагонально вниз слева направо, - это подножие, к которому прибиты Его ноги. Когда на восьмиконечном кресте изображен распя-тый Христос, такой крест становится законченным образом Распятия, заключая в себе всю полноту крестных мук Спасителя. Господь незри-мо и таинственно присутствует в каждом таком кресте, обращая его в великую святыню. Под ногами Спасителя на нательном кресте может быть изображен череп. Он символизирует прах Адама, праотца чело-веческого рода, первородный грех которого Христос омыл Своей пре-чистой кровью, даровав, тем самым, людям надежду на вечную жизнь.

    Распятый Христос на нательных крестах не изображается, и вот почему.

    Нательный крест не дозволяется снимать никогда; в то же время человеку приходится бывать в таких местах, куда образ Спасителя вносить было бы непристойно. Изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось, можно сказать, совсем недавно. По крайней мере, до XVII века этого не было. Конечно, нательные крестики с изображением Распятия совершенно неканоничны, в особенности потому, что изображение Распятия превращает нательный крест в икону. Икона, в свою очередь, предназначена для непо-средственного восприятия и молитвы. Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования ее не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест - это символ, а Рас-пятие - это образ. Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом, так что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определенное отношение к священнику. Священство - это образ Христов. Кресты с изображением распятого Спасителя не считаются нательными; в древности, по-видимому, существовала традиция носить такие кресты (а также иконы) поверх одежды. А нательный крест, который мы носим под одеждой, есть символ, и Распятия там быть не должно.
    Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит: "Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года". Как видим, древние отцы очень строго следили за правильным отношением к иконе, к образу. Они стояли на страже чистоты Православия, всячески ограждая его от язычества.
    К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту ("Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…"), или только первые слова (иногда эта молитва, не уместившись на обороте, продолжается по боковой поверхности креста). Иные кресты (не нательные), предназначенные для молитвы, для поклонения, как правило, имеют и соответствующую надпись: "Кресту Твоему покланяемся Владыко…".
    Существует внешнее различие между "женскими" и "мужскими" крестами. "Женский" нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг "женского" креста растительным орнаментом изображается "лоза", напоминающая о словах псалмопевца: "Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего" (Пс., 127, 3).
    Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетенной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).
    Нательный крест - это не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он ни был бы сделан, это, в первую очередь, зримый символ христианской веры того, кто его носит. При выборе креста надо в первую очередь обращать внимание не на то, из чего он изготовлен, а на то, соответствует ли его форма пра-вославным традициям. В богатстве и разнообразии украшений должно проявляться почитание креста, а не стремление к роскоши. Тем более что крест должен являться действительно нательным (на Руси его так и называли - тельник), а не выставляться напоказ, и уж тем более, не использоваться в качестве аксессуара или брелока.
    Менять нательный крест можно, сообразно с обстоятельствами, в особенности со взрослением человека. Размер креста зависит о желаний человека его носящего, его духовных потребностей и ощущений, дабы верно ощущать присутствием креста на теле его силу. Употреблять можно не один, а два или три нательных креста, но очень важно не превращать их в украшения, и даже если носить крест из драгоценных металлов, то не носить его поверх одежды, и не делать его элементом собственного декора или имиджа.
    Нательный крест может служит прекрасным подарком, однако такой подарок стоит делать обдуманно и подходить к нему со всей серьезностью. Крестик будет хорошим подарком близкому человеку на именины, или даже без особого повода, если вы привезли его из паломнической поездки по святым местам. Красивый нательный крест, полученный в подарок, может стать хорошим стимулом для человека, только собирающегося принять Святое Крещение.
    На Руси было принято в особых случаях обмениваться крестами в знак духовного братотворения у мужчин или кумления у девушек и женщин. Подобным обменом люди показывали, насколько им близок тот или та, с кем они обмениваются крестом.
    Крест не требует освящения, так как сам Крест уже святыня, Он освящает весь мир. Крестным знамением освящаются все Божественные Таинства, им же совершается освящение и всякой вещи, необходимой для жизни. Чем освятить Крест - водой? Но сама вода освящается Крестом! Что же первично?!
    Святитель Иоанн Златоуст пишет, что бесы обходят место, где просто две палочки (веточки) упали с дерева и легли крестообразно.
    Существует и молитва, когда крест, не снимая его, берут в руки и осеняя себя крестным знамением говорят: "Господи Исусе Христе, Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою живоноснаго Креста твоего". Т.е. Крестом мы освящаемся, крестом благословляемся, силою креста сохраняемся от всех бед. Требует ли освящения то, что само освящает?!
    Крест сам по себе оружие борьбы на врага рода человеческого. Крест наполняет наши сердца и помыслы верою, Он хранитель всем христианам, Крестом освящается наше тело и все употребляемое человеком.
    Также крестик может быть передан по наследству. И нет ничего страшного в том, что ребенок будет носить крест своего дедушки или тети. Судьба у каждого своя, и каждому Господь дает собственное крестоношение - свой путь со своими испытаниями, радостями и скорбями.
    Неправда ,когда говорят, что получить в подарок или найти крестик - это к несчастью. Совсем наоборот. Крест - это традиционный подарок. Крест дарят крестные крестникам. Такой (крестильный) крестик, чтобы не потерять, родители могут и снять с ребенка после крестин и убрать в красный угол или подвесить в изголовье кроватки, а на малыша надеть другой Крест - это часто благословение матери, духовника, старца.
    Нательный крестик на крещенном младенце должен находиться постоянно. Многие родители боятся, что нательный крестик в столь юном возрасте помешает малышу или даже будет представлять для него угрозу. Действительно, золотую или серебряную цепочку ребенок может порвать или она может натереть шейку. А вот крепкая суровая нитка, длина которой не позволит дотянуть крестик до рта, не должна представлять опасности, малыш быстро привыкнет и перестанет проявлять к ней интерес. На случай, если веревочка порвется, следует иметь запасную, чтобы ребенок не оставался без креста. "Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства невидимых врагов".
    Не стоит бояться и поднять оброненный кем-то крест. Напротив, грех будет, если вы оставите его лежать на земле или на полу, ведь крест - это святыня, и обращаться с ней следует почтительно.

    Подготовлено с использованием материалов Иллюстрированной энциклопедии "Старообрядчество", 2011 год.


    Источник: http://www.turaevo.org
    Категория: Азы ВЕРЫ | Добавил: Ludmila2 (22.02.2013)
    Просмотров: 6020 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сайт создан по благословению настоятеля храма г.Бендеры священноиерея Андрея Костромина  2024 г